Второй конкурс на создание Межрегиональных институтов общественных наук.
Московский общественный научный фонд, Министерство образования РФ, Институт перспективных российских исследований им. Кеннана (США) при поддержке Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (CША) и Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США) объявляют второй конкурс на создание Межрегиональных институтов общественных наук
Конкурс проводится в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках».
К участию в конкурсе приглашаются российские государственные региональные университеты, подведомственные Министерству образования Российской Федерации, кроме университетов Москвы и Санкт-Петербурга (и их филиалов). Университет может подать только одну заявку для участия в конкурсе и получить грант в рамках данной Программы только один раз.
Заявки на конкурс принимаются до 9 апреля 2001 г. (включительно).
1. Цели и задачи программы «Межрегиональные исследования в общественных науках».
Целью Программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» является мобилизация отечественных интеллектуальных и профессиональных ресурсов российского научного сообщества, восстановление научных связей, институциональная поддержка российских общественных и гуманитарных наук, более тесная интеграция российских ученых в мировое научное сообщество. Программа призвана помочь становлению российского научного сообщества в качестве неотъемлемого компонента гражданского общества.
Программа направлена на:
- восстановление и налаживание вертикальных и горизонтальных связей среди российского научного сообщества и развитие сотрудничества между российским научным и образовательным сообществом, деловыми кругами и органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях;
- российских ученых в мировое интеллектуальное сообщество;
- внедрение современных научных методик и новых информационных технологий в научные исследования и обучение;
- развитию профессиональных ассоциаций российских ученых;
- укрепление связей между российскими учеными и их коллегами в странах СНГ;
- создание институциональных предпосылок для дальнейшего развития российских общественных и гуманитарных наук.
Для решения этих задач Программа предполагает создание Межрегиональных институтов общественных наук (МИОН), которые обеспечили бы представителям российского научного и образовательного сообщества финансовую поддержку, помощь в укреплении их институтов, поддержу в распространении результатов исследований как в России, так и за рубежом, и содействие в формировании профессиональных ассоциаций.
Помимо создания МИОН в рамках Программы будут реализованы:
- конкурсы индивидуальных и коллективных грантов на научные исследования в области общественных и гуманитарных наук;
- конкурсы грантов на участие в конференциях и доступ к информационным ресурсам;
- научно-практические семинары, конференции, публичные лекции и тематические «круглые столы»;
- развитие инфраструктуры, необходимой для проведения исследований (поддержка библиотек и издательской деятельности, предоставляемая МИОН);
- проекты, обеспечивающие распространение результатов российских исследований в области общественных и гуманитарных наук за рубежом.
- научные исследования.
2. Межрегиональные институты общественных наук (МИОН).
2.1. Цели и задачи МИОН.
В рамках Программы предполагается создать в течение двух лет восемь Межрегиональных институтов общественных наук на базе крупнейших региональных университетов. Московский общественный научный фонд и Министерство образования Российской Федерации будут осуществлять координацию их деятельности. МИОН являются важнейшими структурными единицами Программы. Предполагается, что МИОН постепенно превратятся в основные центры деятельности российских ученых и работников образования, работающих в различных областях общественных и гуманитарных наук. Кроме того, МИОН призваны обеспечить более тесное взаимодействие российских ученых с их коллегами за рубежом и в странах СНГ.
Предполагается, что МИОН будут сочетать тематические и межрегиональные аспекты, а также вести научно-исследовательскую работу. Каждый МИОН будет иметь собственный междисциплинарный тематический профиль, обусловленный наличием научных кадров и академическими традициями базового университета. Этот тематический профиль должен стать основой для всероссийского и даже международного признания данного МИОН и привлекать ученых и исследователей со всей страны.
2.2. Тематические приоритеты деятельности МИОН
- Проблемы российской модернизации (анализ различных исторических этапов социально-экономической модернизации России, движущих сил, препятствий, «моделей» модернизации; российская модернизация в сравнительной перспективе; вопросы социальной и политической мобилизации, издержки модернизации политические, социальные, культурно-психологические, демографические, экологические и др., соотношение экономической модернизации и политической либерализации российского общества, модернизация и региональные диспропорции; российская урбанизация и проблемы деревни и малых городов; идеологические основы «догоняющего развития»; вопросы «социальной ответственности» бизнеса; Россия перед вызовом пост-индустриального общества).
- Прошлое, настоящее и будущее российской государственности (исторический опыт строительства государства и государственных институтов в России; анализ различных структур исполнительной, законодательной и судебной власти на федеральном и региональном уровнях; проблемы конституционализма, федерализм и децентрализация власти, состояние и перспективы местного самоуправления; анализ «национальной идеи» и идеологии «государственничества» в исторической ретроспективе и в современной России, социальная и политическая база власти в России; проблемы коррупции и злоупотребления властью, перспективы создания эффективного демократического государства, регулирование социально значимых сфер образования, здравоохранения, социального обеспечения).
- Конфликты и их урегулирование (конфликтогенный потенциал в России и в современном мире в целом; трудовые, социальные, политические, идеологические, этнические конфликты, истоки и проявления религиозного и политического радикализма; международный терроризм; профилактика конфликтов, мониторинг и урегулирование; исторический опыт предотвращения и разрешения конфликтов в России; западная конфликтология и возможности использования ее потенциала в современной России, миротворчество политические, правовые, экономические и военно-технические аспекты; роль международных организаций в урегулировании конфликтов на территории России).
- Общество и личность в современной России (проблема социализации индивидуума в пост-коммунистическом обществе, ценности и приоритеты отдельных групп, вопросы прав человека и демократических свобод, права меньшинств; групповая, региональная и национальная идентичность, проблемы социального расслоения и социальной мобильности, бедность и отчуждение; религиозное возрождение и конфессиональные проблемы в России; проблемы семьи, алкоголизм и наркомания; роль общественных организаций и движений в России; внешние и внутренние миграции; фрагментация современного общества и проблемы "социального контракта").
- Россия между Востоком и Западом (соотношение «европейского» и «азиатского» в российском историческом опыте, Россия как «стык» двух цивилизации, »разорванность« российского сознания «западники» и славянофилы; проблемы интеграции России в европейские многосторонние институты и в структуры АТР; сотрудничество с государствами СНГ возможности и ограничители; Россия в международном разделении труда, нынешняя и потенциальная роль России в глобальной системе международных отношений; российские диаспоры и диаспоры в России; проблемы национальной безопасности России прошлое, настоящее и будущее).
- Формирование политической системы в России (социальная база политических движений, роль и место политических партий; проблемы «неконсолидированной демократии« и гражданского общества, вопросы формирования национальной и региональных политических элит; роль средств массовой информации в политическом процессе, воздействие внешних факторов на политическое развитие России; новые информационные технологии и демократия в России; особенности политической трансформации России в сравнении с другими пост-советскими государствами и странами Центральной Европы; глобализация политических процессов и ее значение для России).
2.3. Направления деятельности МИОН.
Основными формами работы МИОН станут:
- оказание содействия индивидуальным исследователям (творческим коллективам), получившим гранты в рамках Программы. Такое содействие включает в себя, прежде всего три компонента:
- организационно-административную поддержку (проезд и размещение);
- предоставление научных консультаций;
- доступ к информационным источникам (библиотекам, архивам, Интернет);
- вовлечение исследователей в научные мероприятия, проводимые МИОН (участие в семинарах и конференциях, публикации личных исследовательских работ и т.д.);
- проведение научно-исследовательских работ;
- формирование профессионального научного сообщества в российских регионах;
- проведение конференций, семинаров и «круглых столов»;
- создание тематических библиотек, разработка и поддержка исследовательских баз данных;
- предоставление информации о проводимых конкурсах, программах грантов и исследовательских проектах и оказание информационной и методологической поддержки участникам Программы;
- помощь в распространении результатов исследований через заинтересованные местные, всероссийские и иностранные издания;
- развитие и поддержка местных инициатив;
- оказание организационно-административной поддержки иностранным и российским ученым.
2.4. Организационная структура МИОН.
Разработка основных направлений деятельности МИОН и научно-методическое управление будут осуществляться Независимыми Консультационными Советами в составе 5-9 человек. В состав таких Консультационных Советов помимо ректоров базовых университетов войдут известные представители интеллигенции данного региона. Предполагается, что в Консультационных Советах будут представлены ВУЗы региона, местные отделения РАН (там, где они имеются), департаменты науки и образования в региональных правительствах, а также наиболее заметные некоммерческие организации, действующие в регионе. Кроме того, в состав Советов могут быть включены представители других городов, связанные с деятельностью МИОН.
Консультационный Совет МИОН будет собираться периодически, но не реже двух раз в год, для решения следующих вопросов:
- выработка основных направлений взаимодействия между МИОН и базовым университетом;
- определение приоритетов деятельности МИОН в контексте политических, интеллектуальных и культурных событий в стране и регионе;
- анализ бюджета и финансовой деятельности МИОН, заслушивание отчетов исполнительного директора МИОН;
- выработка рекомендаций по дальнейшему развитию МИОН и представление их на рассмотрение Совета Программы;
- привлечение дополнительных средств для поддержки деятельности МИОН.
Структура и штатное расписание МИОН должны отражать их основные функции. Ожидается, что МИОН будут иметь относительно немногочисленный штат, который займется организационными вопросами и вопросами обеспечения. Потенциальным кандидатам будет рекомендовано включить в состав МИОН:
- директора по науке, отвечающего за содержательную часть и научные исследования,
- директора по административным вопросам, отвечающего за обеспечение,
- координатора,
- бухгалтера
- секретаря.
Для организации масштабных мероприятий (например, международных конференций) или для работы с особо сложными техническими компонентами программы (передача иностранной литературы в библиотеку МИОН) возможно привлечение дополнительного персонала на временной основе.
Базовые университеты должны предоставить адекватные помещения для размещения МИОН и коммуникации (телефон, Интернет). Библиотеки МИОН будут расположены в помещениях университетских библиотек; ректоры базовых университетов должны гарантировать ученым, не связанным с данным университетом, открытый доступ к этим библиотекам. Использование общежитий, конференц-залов и Интернет-центров базового университета является дополнительным положительным фактором при оценке заявки.
2.5. Информационная база МИОН.
В рамках Программы в каждом МИОН будет создана информационная инфраструктура, в состав которой будут входить:
- Web-сайты для каждого МИОН, где будет отражаться их повседневная деятельность, решения Консультационного Совета, информация о планируемых конкурсах, и т.п.;
- база данных по статистической информации, архивным материалам, электронным версиям книг и периодических докладов, произведенных МИОН;
- база данных по учебным материалам (курсы ДО, CD ROM, и т.п.), созданных в рамках Программы;
- каталог иностранных и российских книг и периодических изданий, получаемых через компонент Программы по поддержке библиотек;
- электронная доска объявлений участников Программы для размещения материалов исследований, заявок и предложений по участию в существующих группах или в группах, формируемых для выполнения определенного проекта;
- электронная конференция для обмена мнениями участников Программы в режиме on-line.
3. Участники конкурса
Конкурс проводится среди государственных региональных университетов, подведомственных Министерству образования Российской Федерации, кроме университетов Москвы и Санкт-Петербурга и их филиалов. Участники конкурса должны отвечать следующим требованиям:
- не менее 4 тысяч студентов очной формы обучения,
- наличие профильных аспирантур и докторантур по заявленной тематике МИОН;
- научная часть и библиотека университета должны содержать не менее 100,000 томов (названий отдельных изданий) в области общественных и гуманитарных дисциплин (учебные пособия не рассматриваются);
- развитая система Интернет (внешняя коннективность не менее 256 КБ, не менее десяти компьютерных классов);
- диверсифицированная финансовая база (не менее 30% финансовых ресурсов университета поступают из внебюджетных источников);
- участие в крупных международных проектах в области общественных наук на протяжении последних трех лет.
4. Масштаб программы.
Предполагается, что МИОН будет оперировать бюджетом $224,000 в течение 18 месяцев с последующим продлением финансирования в случае успешности деятельности МИОН. Кроме того, возможно увеличение финансирования за счет расширения сферы деятельности МИОН и в случае подключения к программе других доноров.
Предполагается, что Министерство образования Российской Федерации профинансирует научно-исследовательские работы в размере $56,000.
5. Отчетность.
МИОН будут отчитываться перед директором Программы и Советом Программы по выполнению планов работ.
МИОН должны будут предоставлять МОНФ и Министерству образования Российской Федерации отчетность на регулярной основе, включая ежеквартальное представление финансовых отчетов и отчетов о проделанной работе. МОНФ, Министерство образования РФ или внешняя аудиторская фирма будут проводить аудиторские проверки МИОН не реже 2-х раз в год. Средства, выделенные МИОН, будут предоставляться МОНФом ежеквартальными траншами согласно графику, оговоренному в Грантовом соглашении, а также Министерством образования Российской Федерации на ежеквартальной основе, согласно отдельному соглашению. Выделение средств обусловлено своевременным представлением отчетности и положительными результатами аудиторских проверок. Отчеты будут рассматриваться и утверждаться Советом Программы , Директором Программы и другими органами Программы.
Предусмотрены следующие критерии оценки деятельности МИОН:
- количество исследований, проведенных в рамках деятельности МИОН;
- актуальность исследований для региона и страны в целом;
- способность МИОН стать центром деятельности для основных научных и образовательных учреждений в данном регионе;
- связи МИОН с удаленными учеными и исследователями;
- участие в международных исследовательских проектах;
- работа по распространению результатов исследований;
- интеграция и взаимодействие с другими исследовательскими и аналитическими структурами, влияние на ход научных исследований и обучения в университете;
- способность привлекать внешние ресурсы для реализации мероприятий;
- профессиональная инфраструктура МИОН (библиотека, Web-сайты, базы данных и информационные технологии);
- качество бухгалтерского учета и управления и их соответствие требованиям, предъявляемым МОНФ.
К моменту завершения двухлетнего периода Программы каждый МИОН должен будет представить план стратегического развития. Такой план должен включать в себя:
- собственную оценку и анализ эффективности Программы;
- представление МИОН о тематической области для долгосрочной научно-исследовательской работы и своей роли в развитии общественных и гуманитарных наук в России;
- предложения по организационной структуре и юридическом статусе МИОН;
- финансовые прогнозы, оценка потребности и перспективы привлечения средств;
- план международного сотрудничества МИОН.
Стратегические планы подлежат рассмотрению Советом Программы с целью определения перспектив будущего финансирования МИОН.
6. Участие Министерства образования РФ в реализации программы создания Межрегиональных институтов общественных наук.
Министерство образования Российской Федерации будет финансировать проведение научно-исследовательских работ в области специализации МИОН, с подключением к реализации исследовательских проектов ученых и преподавателей базового университета, индивидуальных грантополучателей Программы и экспертов из Москвы, С.-Петербурга и регионов.
7. Контактная информация.
Заявки должны быть доставлены в офис Московского общественного научного фонда или присланы по почте не позднее 9 апреля 2001 г. (включительно). Заявки, присланные после 9 апреля 2001 г. рассмотрению не подлежат.
На конверте должно быть указано:
«Межрегиональные исследования в общественных науках»
Для почтовых отправлений: 101000, Москва, Почтамт, а/я 245
Для курьерской почты: Московский общественный научный фонд 129010 Москва, Россия проспект Мира, 36, 2 этаж
Вы можете получить консультацию по телефону (095) 928-7943, 928-4507, 921-2065
Ерохина Людмила Николаевна, координатор программы
Московский общественный научный фонд
Факс: (095) 928-7943
E-mail: [email protected]
Адрес в Интернете: www.mpsf.org
|